Estelia (estelia) wrote,
Estelia
estelia

Category:

Пересмотрела на днях  "Космическую Одиссею" Кубрика

И снова мой моск чуть не сломался на звуке; а в конце фильма и на "визуалах". И на совершенстве каждого кадра. Сюжет, диалоги, даже игра актеров - не так важны (обратите внимание - люди говорят и ведут себя подчеркнуто неестественно... на лицах - минимум эмоций, интонации практически не отличаются от речи компьютера).

Я не умею писать рецензии, плохо формулирую, так что имейте ввиду - пишу не ради критики и споров, просто для себя хочу записать впечатления на свежую голову.

Предыдущий просмотр был лет 15 назад, так что многое выглядело совсем иначе.

Фильм снят идеально, конечно. Из-за реалистичности съемок ведь как раз из-за Кубрика огромное количество людей до сих пор верят в то, что высадка на Луну была фальсифицирована, якобы сам Кубрик все это и снял :-)

Подумалось во время просмотра. "Абсолютно черный монолит" - это нечто, совершенно противоположное человеку и человечеству. Все в нем чуждо людям и их психологии... как-то так.

Планирую еще пересматривать, только сначала нужно взять паузу :-) И смотреть что-то более легкое. Скажем, "Туриста" с Джоли и Деппом. Потом посмотрю Одиссею 2010 (не смотрела ни разу!). Ну а потом... пересмотрю опять. Может быть даже не сразу весь, а частями. И, наверное, с Дашей. Боюсь только, детям фильм покажется слишком скучным и растянутым, сейчас на экране главное - действие... и мы отвыкаем тоже.

Еще. Согласна с одной из рецензий, встреченной в интернет (http://www.ekranka.ru/?id=f1011):

С одной стороны, фильм хороший и впечатляющий. С другой стороны, смотреть его можно только в состоянии медитации, а еще лучше — космического анабиоза. Вспоминать приятно, а смотреть — не очень. Такие дела.

***

В "Космической одиссее 2001" визуальный ряд живет совершенно отдельно от нарративного сюжета. Эта бессловесная часть фильма, сопровождаемая только музыкой, занимает больше половины экранного времени. Возможно, фильм бы только выиграл, если бы действие отсутствовало вообще, если взять в качестве самоцели визуальный ряд, окантовать его и повесить на стенку. А все эти чуваки в своих скафандрах не говорят и не делают почти ничего интересного.

***

Если бы сюжет был адекватен фону, фильм был бы несомненным шедевром. Но получилось так, что фон задавил сюжет.


Там дальше автор рецензии называет Жюль Верна скучным, кстати, что меня возмущает до самых кончиков нервных окончаний.



Прогнозы Кларка и Кубрика на 2001 год


Подтвердились:

    * Функционирующие поныне компании («Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», сеть отелей «Хилтон»).
    * Сотрудничество россиян и американцев в космосе.
    * Профилирование и специализация телевизионных каналов («Би-Би-Си» в фильме имела, по крайней мере, 12 тематических каналов).
    * Увеличение адресации телефонных номеров.
    * Телевизор в спинке кресла самолёта.
    * Компьютерные шахматы.
    * К 2001 году компьютер смог победить человека в шахматы.
    * Биометрическая идентификация человека (в фильме представлена идентификация по голосу).
    * Плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей.
    * Карманные персональные компьютеры.
    * Магнитные кредитные карты, используемые в банкоматах.
    * Использование микроволновых печей.

Не подтвердившиеся к 2001 году

    * Достижения человека в космосе:
          o По крайней мере две колонии людей на Луне.
          o Исследование людьми дальнего космоса (за пределами орбиты Марса).
          o Коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались в 2004 году).
          o Исследование Юпитера многочисленными автоматическими станциями.
          o Космические станции на орбите не достигли таких размеров и численности персонала, как это представлено в фильме.
          o Не используются термоядерные или ядерные двигатели для ракет (ядерные двигатели делались и испытывались, но в серию не пошли).
    * Искусственная сила тяжести на космических кораблях, возникающая из-за вращения.
    * Искусственный интеллект, способный осмысленно общаться с людьми на естественном языке.
    * Существование сверхдержавы СССР.
    * Не функционировавшие к 2001 году компании и организации: Bell Labs, PanAm.
    * Технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза.

Интересные факты о фильме:



    * Фрэнк Миллер, который озвучивал центр управления полетом, на самом деле служил в ВВС США и работал в ЦУПе. Его взяли на эту роль именно потому, что более "настоящего" голоса не могли найти. У Миллера не было опыта в съемках и он, нервничая, все время постукивал ногою во время записи. Чтобы избавиться, наконец, от этого ужасного звука, Кубрик сложил полотенце, подложил Миллеру под ноги и велел постукивать ногою сколько влезет. А Дуглас Рэйн, который озвучивал суперкомпьютер, подкладывал себе под босые ноги подушки, чтоб голос был мягким и шелковистым.
    * Стэнли Кубрик и Артур Кларк, царство ему небесное, писали соответственно сценарий и роман одновременно. Если Кубрик менял что-то в сценарии, Кларк делал соответствующее изменение в романе, и наоборот. Было непонятно, что должно выйти раньше: роман или фильм. В конце концов вышел фильм. Предполагалось, что Кубрик будет назван соавтором романа, но этого не произошло. Возможно, Кубрик сознательно не одобрял роман, чтобы не повредить выходу фильма.
    * Первоначально Кубрик планировал, что музыку специально для этого фильма напишет Алекс Норт (который в 1960-м г. уже писал музыку для его "Спартака"). Во время съемок Кубрик ставил актерам классическую музыку, чтобы создать нужное настроение. И так впечатлился эффектом, что решил использовать ее и в фильме. Саундтрек Норта был выпущен Varese/Sarabande 5400 отдельной пластинкой (‘Alex North's 2001’).
    * Солнце и над ним полумесяц (первый кадр и регулярно встречается дальше) — символ зороастризма. Это взаиморасположение символизирует вечную борьбу между светом и тьмой. В качестве основной темы фильма использована симфония Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра".
    * Для создания диких калейдоскопических образов, которые видит Бауман, проходя через Старгейт, использовался процесс "Slitscan photography". Он был изобретен Дугласом Трамбаллом (позже — оператор спецэффектов в "Близких контактах третьего рода"). Состоит в быстром движении камеры с открытым затвором вперед по отношению к источникам света, отчего в кадре появляются полосы. Все вместе дает зрителю ощущение, что он погружается в бесконечность.
    * Кубрик вырезал 19 минут из 158-минутного оригинала, представленного на премьере в Нью-Йорке, чтобы ускорить темп фильма.
    * Корабль Дискавери был построен фирмой Викерс-Армстронг — производителем самолетов — внутри цилиндра диаметром 12 метров и высотой 2 метра, вращающегося со скоростью 5 км/ч. Он стоил $750 000.
    * Все обезьяны в начале фильма, кроме двух детенышей шимпанзе — на самом деле танцоры и актеры в костюмах. Большинство сцен с обезьянами поставил Дэниел Рихтер, который сам играл обезьяну в ‘Moonwatcher’е’.
    * Суперкомпьютер HAL озвучивал Дуглас Рэйн. Он ни разу не появился на съемках.
    * Первоначально Дискавери должен был лететь на Сатурн, но техники не смогли сделать правдоподобные кольца вокруг планеты. Дуглас Трамбалл все-таки придумал, как их снять, но уже после съемок. Тогда он снял фильм ‘Silent Running’ (1972) и показал кольца Сатурна там.
    * Для съемок лунного пейзажа привезли из-за границы, вымыли и покрасили несколько тонн песка.
    * По словам Дугласа Трамбалла, объем использованной пленки примерно в 200 раз превысил объем использованной в финальной версии фильма.
    * Первоначально монолит был черным тетраэдром; однако он неправильно отражал свет. Потом Кубрик решил использовать прозрачный куб, но это оказалось слишком сложно, потому что он отражал свет студийных ламп. Потом был прямоугольный монолит из акрила, который показался Кубрику неправдоподобным, и только потом — черная плита (с пропорциями сторон 1-4-9, таким же, как у здания ООН в Нью-Йорке). Место, где она находится, называется в романе TMA-1, или Tycho Magnetic Anomaly-1 (магнитная аномалия Тихо-1).
    * Мервин Мински, один из пионеров нейросетей, был консультантом и чуть не погиб на съемках от упавшего гаечного ключа.
    * Над плавающим в невесомости карандашом Кубрик с Драмбаллом работали несколько месяцев. В конце концов, они просто прикрепили карандаш к куску стекла, который ассистент держал перед камерой.
    * Имя суперкомпьютера — ‘HAL’ — означает Heuristic Algorithmic Computer, или компьютер, основанный "умном" переборе вариантов. М(HAL)=IBM (M — функция сдвига на один вправо, например, М(H)=I, М(ФТИ)=ХУЙ). Артур Кларк, царство ему небесное, всячески открещивался от того, что придумал суперкомпьютеру такое название умышленно. В этом имеются сомнения, поскольку скрытая реклама IBM встречается в фильме несколько раз.
    * Первоначально голос суперкомпьютера должен был быть женским, а звать его (ее) должны были Афиною.
    * Артур Кларк, царство ему небесное, сказал про этот фильм: "Если вы его полностью поняли, это значит, что мы потерпели неудачу. Мы хотели поставить в нем больше вопросов, чем дать ответов".
    * В фильме много продакт плейсмента. К 2001-му году некоторые из рекламируемых марок уже исчезли или изменили названия. Производитель космической еды RCA Whirlpool теперь называется просто Whirlpool (и уже поменял название во время съемок). Телефонной компании Bell System теперь вообще нет, ее функции ныне выполняет AT&T. Pan Am больше не является международным авиаперевозчиком. А вот "Аэрофлот" на багажной сумке русского ученого остался и вполне себе процветает.
    * По утверждению Айзека Азимова, Кубрик собирался застраховаться в компании Ллойд от возможных потерь на тот случай, если вдруг инопланетян обнаружат до выхода фильма. У Ллойда ему отказали.
    * В фильме есть эпизод телевизионного интервью участников полета земному телевидению. В начале интервью диктор говорит, что сигнал от земли до Дискваери идет семь минут. Если это правда, то интервью (последовательность вопросов и ответов) должно было длиться 2 часа 17 минут.
    * По британскому телевидению фильм шел, по настоянию Кубрика, в формате letterbox (т.е. широкоэкранный фильм с чернотой над и под экраном). На BBC опасались, что во время космических сцен зритель не поймет, где кончается экранная чернота и начинается телевизионная. Поэтому они придумали вместо черных областей добавить над и под экраном фальшивые звезды. После того, как Кубрик это увидел, BBC подобных экспериментов себе не позволяло.
    * Камео: Маленькая дочь Кубрика Вивиан играет дочь д-ра Флойда. Сам же Кубрик, по словам Катарины Кубрик (его падчерицы) озвучивал тяжелое дыхание космонавтов в скафандрах.
    * Первые 25 минут 38 секунд в фильме не произносится ни слова. Последние 23 минуты — тоже. А общее время кусков без диалогов — полтора часа.
    * Число 2001 в названии фильма было выбрано потому, что это первый год столетия и тысячелетия. В 1999 г. Артур Кларк, царство ему небесное, собрал пресс-конференцию, на которой поделился своим ужасом от того, что столько людей (в том числе ученых и журналистов) называли первым годом XXI века двухтысячный.
    * Это первый фильм, в котором появился логотип MGM со стилизованным (нарисованным) львом, который, кстати, просуществовал очень недолго.
    * В честь фильма и книги Американское Аэкрокосмическое агентство НАСА назвало один их спутников марса "2001 Mars Odyssey".
    * Фраза из фильма "Увидимся в следующую среду" стала фирменным знаком режиссера Джона Лэндиса, который использовал ее во многих из своих фильмов.
    * Сначала Кубрик хотел изобразить первых людей не как волосатых обезьян, а более близкими к современному человеку существами. Однако в этом случае у них видны были бы хуи, что влекло бы некоторые трудности с цензурой и т.д.
    * Мертвая зебра в первой части фильма — это покрашенная мертвая лошадь. Как тут не вспомнить мертвого осла Дали в "Андалузском псе" Бунюэля!
    * Во фильме 205 спецэффектов. Для сравнения: в "Звездных войнах" — 350, а в "Звездных войнах: эпизод III" — более 2200.
    * Это последний фильм из тех, в которых люди высадились на Луну, до того, как люди в действительности высадились на Луну.
    * К фильму хотела написать музыку группа "Пинк Флойд", но че-то в итоге отказалась.
    * Кроме музыки, в космических эпизодах нет вообще никаких звуков — поскольку в космосе вообще звуков нет.
    * После съемок Кубрик уничтожил все декорации, однако это не помешало Питеру Хаймсу снять сиквел: "Космическая одиссея 2010"

Кадры из фильма



Космическая Одиссея 2001 на youtube




Космическая Одиссея 2001 - Начало, парад планет




Замечательная композиция группы Pink Floyd — Echoes совмещена со сценой "Юпитер и путешествие за грань бесконечности" из фильма "Космическая одиссея 2001 года"


Tags: Кино_и_сериалы
Subscribe
promo estelia декабрь 4, 2015 12:31 150
Buy for 30 tokens
В связи с известными событиями с сыром у нас в стране напряженка. Сыр у нас либо очень дорогой, либо очень невкусный в магазинах. Пришлось всяться за дело самой и приготовить сычужный осетинский сыр дома. Это вполне реально, ничего такого, что нельзя достать, не потребуется. Главное в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments